Когда появилась первая пара обуви не скажет никто, но палеонтологи полагают, что люди начали обуваться около 30 000 лет назад. К такому заключению ученые пришли, основываясь на данных археологических находок. Дело в том, что именно в этот период у древних людей начала изменяться форма стопы, предположительно, из-за ношения узкой обуви. Таким образом, считается, что человек разумный стал обуваться в конце каменного века.
Внешне первая обувь мало напоминала современные модели, и по сути даже не являлась обувью, а представляла собой приспособление для защиты ног от холода и повреждений. На севере в качестве материалов использовались меха, выделанные шкуры и сухожилия животных, а инструментами для пошива служили кремниевые ножи и костяные шила. В южных регионах обувь мастерили из папируса, тростника, пальмовых листьев и другого подручного материала.
Техника пошива и материалы изготовления обуви постепенно совершенствовались, но настоящий прорыв в обувном деле произошел в период расцвета древних цивилизаций, прежде всего, Древнего Египта, Древней Греции и Римской империи.
Древний Египет по праву можно назвать родиной сандалий. Жаркий климат Африки не позволял носить тяжелую и неудобную обувь из шкур животных, поэтому здесь ее изготавливали из сандалового дерева (отсюда и название – сандалии). Легкое основание крепили к ногам с помощью плетеных ремешков.
В то время обувь была дорогим удовольствием, и носить ее могли только фараоны и их ближайшее окружение мужского пола. Женщины, включая цариц, ходили босиком. Право обуваться они получили в период Нового царства. По форме мужские и женские сандалии были одинаковыми. Простолюдины носили самую примитивную плетеную обувь, высший класс – кожаные сандалии, украшенные драгоценными камнями.
В Древнем Египте также впервые появилась обувь на каблуках. Ее носили землепашцы и мясники: первые – чтобы легче ходить по рыхлой земле, вторые – для защиты ног от крови животных.
Так же, как и египтяне, древние греки носили сандалии. Однако древнегреческая обувь имела свои отличия. Во-первых, шнурки для крепления обуви были более длинными: греки обматывали ими ноги до колена. Во-вторых, появились сандалии с составной гибкой подошвой, которая обеспечивала больший комфорт при ходьбе.
Помимо сандалий широкое распространение в Греции получили эндромины – легкие кожаные сапоги на шнуровке, которые часто украшали резными пластинками из кости. Среди другой древнегреческой обуви известны персикаи – закрытые полусапоги из мягкой кожи, затянутые ремнем на щиколотке, и котурны – сандалии на высокой платформе.
Классовое разделение в Римской империи было строгим. Социальный статус играл большую роль и откладывал отпечаток на все сферы жизни человека. Одежда и обувь также выбирались согласно положения на иерархической лестнице.
В европейских музеях представлено немало древнеримской обуви, которая дошла до нас в прекрасном состоянии. Глядя на качество и дизайн представленных образцов, можно с уверенностью сказать, что уже тогда итальянские мастера были лучшими в Европе.
Здесь так же, как и в других средиземноморских странах, самой популярной обувью были сандалии или solea. Обувь высших сословий отличались изысканным дизайном и оснащалась несколькими ремешками. Бедные римляне носили простые solea с одним ремешком. Римские воины обувались в калиги (caligae) – прочные башмаки до середины голени, которые можно считать прототипом первых ботинок и сапог.
Женская обувь в Древнем Риме была изящной и утонченной. В повседневной жизни женщины носили белые сандалии, в праздники надевали красные solea. Как женская, так и мужская обувь представителей высших сословий украшалась драгоценными камнями, жемчугом и вышивкой.
Одними из самых старых видов обуви, которую носили на Руси, были лапти и поршни. Причем лапти – сугубо русское изобретение, ни в одной стране мира подобной обуви не существовало.
Чаще всего лапти плели из липового лыка, реже из коры других лиственных деревьев, например, ракиты, ивы, березы, дуба, вяза. Для крепления к ноге лапти подвязывали кожанами ремешками – оборами или конопляными веревками – моченцами.
Поршни представляли собой мягкие туфли, изготовленные из цельного куска дубленой, сыромятной или сырой кожи. Их крепили к ногам с помощью кожаных ремешков, продетых через множество отверстий по краю основания. Похожую обувь носили и в других европейских и азиатских странах, а также в Северной Америке.
Позже во времена Золотой Орды на Руси появились валенки. И хотя эта обувь считается исконно русской, на самом деле прообразом валенок были традиционные войлочные сапоги евразийских кочевников. С нашествием тюркских и монгольских племен они проникли на территорию Древней Руси, а широкое распространение валенки получили лишь в XIX веке, когда было налажено промышленное производство. До этого времени валенки стоили слишком дорого, поэтому их носили только зажиточные люди.
Средневековье охватывает сравнительно большой исторический период – с конца V по конец XVI века, то есть более тысячи лет. За это время обувь претерпела немало изменений: от грубых и неудобных башмаков до изысканных туфель. Чтобы проследить историю развития европейской обувной традиции, необходимо рассмотреть эти изменения в разрезе трех периодов: Раннего, Классического и Позднего Средневековья.
Раннее Средневековье характеризуется быстрым ростом европейских городов, образованием княжеств и возникновением нового эстетического идеала, отражающего превосходство духовного над материальным.
Несмотря на то, что вплоть до X века была широко распространена обувь из грубой кожи с ремнями, которыми обертывали голени, уже в V-VII веках появились туфли на тонкой подошве. В IX веке в испанском городе Кордова начали изготавливать обувь из сафьяна, которая быстро распространилась по всей Западной Европе. Сафьяновые башмаки, полусапожки и туфли украшали кожаными разноцветными аппликациями, вышивкой, золотым тиснением, пуговицами и ремешками.
До XI века обувь изготавливали в основном из кожи черного цвета, но уже в начале XII века стали появляться башмаки из кожи красного, синего, зеленого и фиолетового оттенков.
Классическое Средневековье – это расцвет готики, которая проникла во все сферы жизни европейцев. В это время происходило стремительное развитие сапожного ремесла. Мастера начали изготавливать обувь по выкройкам, сшивая мелкие детали тонкой острой иглой.
В одежде и обуви готического периода прослеживалось стремление к асимметрии, остроконечности и динамике. Для изготовления обуви использовали черное или красное шевро – мягкую кожу хромового дубления, выделанную из шкур коз.
Городские жители обувались в мягкие кожаные полусапожки и туфли из шелка. В это же время в моду вошли высокие сапоги хуссо для конной езды. При выходе из дома на туфли или сапоги надевали патины – деревянные или кожаные галоши.
На протяжении всего периода Классического Средневековья прослеживалась тенденция к удлинению носка. Во времена высокой готики длина стельки обуви достигала 80-90 см. Удлиненную узкую обувь носили не только горожане, но и рыцари. Такой носок сохранялся вплоть до XV века, после чего увлечение острыми формами постепенно ослабло, и форма обуви стала более спокойной.
В XV веке передняя часть башмаков заметно уменьшилась и по форме стала напоминать (и так же называться) утиный клюв. В это же время появились и другие виды обуви с необычными названиями: медвежья лапа, волчья пасть, коровья морда. Изготавливали такие башмаки из тонкой цветной кожи, шелка или бархата.
В XVI веке в моду вновь вошли шнурки и банты. На обуви появились разрезы, которые должны были демонстрировать богатую подкладку. На XVI век пришелся и бум каблуков, которые с этого времени стали неотъемлемым атрибутом женской обуви. Их изготавливали из пробкового дерева и крепили к кожаной подошве. Ранее каблуки присутствовали только на мужской обуви, что было вызвано необходимостью: они помогали более прочно закрепить ногу в стремени при верховой езде.
Вплоть до XIX века вся обувь производилась вручную. И хотя первые обувные мастерские и мануфактуры появились еще при феодализме, до промышленной революции обувь изготавливалась исключительно небольшими партиями по индивидуальному заказу. И только появление швейных машин позволило запустить массовое производство обуви.
Первые швейные машины были несовершенны и во многом копировали ручной труд, но постепенно технологии усложнялись и к концу XIX века появились фабрики по производству обуви с учетом анатомических особенностей стопы и разделения пары на левую и правую. Обувное производство становилось все более механизированным, и к началу XX века один фабричный работник производил до пятисот пар обуви в год.
В XX веке обувь начала играть важную имиджевую роль. Значительно расширился ассортимент как мужской, так и женской обуви. Одежда для женщин стала короче, и у них появилась возможность демонстрировать элегантные туфли и ботинки. В это же время в моду вернулись сандалии. Обувь стали изготавливать из самых разных материалов: кожи, замши, дерева, атласа и шелка. Помимо шнурков начали использовать крючки и пуговицы.
В начале XX века появилась и спортивная обувь. В 1917 году американская компания Converse запатентовала кеды. Изначально они предназначались для экипировки баскетболистов, но очень быстро приобрели популярность и стали повседневной обувью.
В 30-е годы XX века в моду вошли платформы и танкетки. Эталоном стиля и качества стала итальянская обувь. С этим временем тесно связаны имена итальянца Сальваторе Феррагамо и француза Стивена Арпада, которые придумали несколько новых моделей обуви, впоследствии ставших классикой.
Во второй половине XX века в обувной промышленности произошел настоящий прорыв. Большое влияние на моду стали оказывать известные актеры и музыканты. Например, благодаря Beatles невероятной популярными стали ботинки челси, Одри Хепберн ввела в моду каблук Kitten heel, а комиксы о маленьком сорванце Бастере Брауне популяризировали туфли Мэри Джейн.
В 1950-х годах на смену платформе и танкетке пришла шпилька. Споры о том, кто первым создал этот популярный до сих пор каблук не утихают и по сей день. В разных источниках изобретателями шпильки называются французские дизайнеры Роже Вивьер и Раймоне Массаро, а также итальянец Сальваторе Феррагамо. Но большинство склонно полагать, что первым был Роже Вивьер, так как именно он создал элегантные босоножки на высоких каблуках для коронации королевы Елизаветы.
В 1960-х годах в моду входят короткие юбки, а вместе с ними квадратные носы и низкий каблук, очень популярными становятся сапоги с высоким голенищем ярких оттенков.
В 80-90-е годы XX века начинается бум спортивной обуви. Многие обувные компании переключаются на производство кроссовок. Лидерами рынка становятся Adidas, Puma, Reebok, Nike и другие хорошо известные всем бренды.
В конце XX – начале XXI века дизайнеры и производители обуви много экспериментируют со стилями и материалами, порой сочетая несочетаемое. На первое место выходят комфорт и практичность. Но несмотря на большое разнообразие моделей, по-прежнему высоко ценится обувь из натуральных материалов, произведенная с сохранением традиций. Итальянские, английские и немецкие фабрики, как и раньше, являются лидерами по производству качественной, комфортной и красивой обуви, умело сочетая традиционные материалы и способы изготовления с современными технологиями.
Чтобы не пропускать анонсы о выходе новый статей, рекомендуем подписаться на наш телеграм-канал.
Добавить комментарий